To chair's page
Selected
    phrases: background of exams




Все фразы, формулы и термины выбраны из контрольных и экзаменационных работ
по теории вероятностей и математической статистике
ЭФ, 1 курс, 1998 г., ММФ, 3 курс, 1998 г. и ЭФ, 2 курс, 1998 г.

Как правило, формулировки задач пишутся так , наши комментарии - так , ответы студентов - так .



Теория вероятностей с иллюстрациями и комментариями
в изложении 1-го курса ЭФ


    События, увы, бывают разные. Кое-кто думает, что достоверное событие - это то, что всегда случается. Так вот (страшная тайна): достоверно событие не тогда, когда всегда случается, а когда кроме него больше и случиться-то нечему.
    А посему классическая формула Якоба Бернулли - "вероятность есть степень достоверности, и отличается от нее как часть от целого" - есть только классическая формула в рамках классической вероятностной схемы с конечным числом равновозможных элементарных исходов, где, конечно же, достоверные события (и только они) имеют вероятность 1.
    В остальных случаях давайте договоримся: можно иметь единичную вероятность и не быть достоверным событием (какой ужас!).

     А вот задача на пройденную тему и ее "решения".
     Указание: подобрать случайные эксперименты к ответам, не имеющим отношения к теории вероятностей.

Задача: Привести пример события А, вероятность которого равна 1, но которое не является достоверным событием
Ответы на письменном экзамене:

   После осени зима
Недостоверно, разумеется. И как тонко подмечено! Имеется ввиду, надо полагать, что после нашей осени в Австралии, скажем, наступает совсем не зима, а как раз наоборот.

   Можно предложить параметр времени. Например: что-то выйдет из строя (обязательно Р(А)=1) - но не в точный момент времени. Например: не в данную минуту
Речь идет, как можно догадаться, об абсолютно непрерывном распределении. Скажем, об экспоненциальном. И что-то еще о вероятности не попасть в точку...

   Из двух подбрасываний правильной монеты хотя бы раз выпадет решка: P(A)=1/2+1/2=1
Крутая такая монета! А у нас еще лучше есть: из десяти подбрасываний нашей правильной монеты хотя бы раз выпадет решка с вероятностью P(A)=1/2+1/2+1/2+1/2+1/2+1/2+1/2+1/2+1/2+1/2=5. Это-то уж точно достоверное событие!

   Монета, у которой с двух сторон один и тот же рисунок
Жаль, не написано - какой! Будем думать...

    , но если x - длина стороны квадрата, то А не достоверно
Конечно, конечно! А если взять квадрат побольше, то А даже станет невозможно...





     События, кроме того, бывают невозможные. Вы думаете, что невозможные события, напротив, не бывают? Бывают, бывают...

    Вот и задача о них, не бывающих.
    Указание: выйти на улицу и спросить у десяти прохожих: возможно ли попасть точкой в точку на отрезке?
Ответившим "нет" разъяснить разницу между событием невозможным и возможным с нулевой вероятностью. Вызвать "Скорую Помощь".

Задача: Привести пример события А, вероятность которого равна 0, но которое не является невозможным событием
Ответы на том же экзамене, но в другом варианте:

   Я получу оценку "4"
Жаль, вопрос не на "4". А какой был бы парадокс! Не хуже, чем с брадобреем (который должен был брить тех, и только тех, кто не бреется сам).

   На Марсе живут земляне
Ну-ну! С вероятностью, отличной от нуля, занесенные космическими аппаратами земные микроорганизмы уже могли в условиях Марса эволюционировать до человека. Дарвин-с!

   Событие, которое возможно, но при наступлении каких-то других его вероятность равна 0
Ага. Несовместное с "какими-то другими" называется.





     Что можно делать с вероятностями? Вы думаете, умножать, делить и складывать? Ошибаетесь. Их лучше пересекать и объединять. В отличие от событий, которые как раз при перемножении и делении начинают сверкать новыми гранями. Итак, новая алгебра множеств.

Задача:  Если события A1 и A2 несовместны, то они зависимы если (и только если) . . . ? (Продолжить)
Ответ:
   . . . вероятность их пересечения равна пересечению их вероятностей

Задача:  Вероятность достоверного события равна . . . ?
Ответ:
   A / W

Задача:  Как вычисляется P(A) в классической вероятностной схеме?
Ответ:
   R(A) = A / n,   n - число экспериментов





     С классиками и вовсе беда. Нерадивые какие-то у нас классики. То одно забудут, то другое.

   Чебышев не указывал, что величины должны быть с конечным 1-м моментом, а в условие входит конечность дисперсии
Явно смухлевал Пафнутий Львович! И как же это он закон больших чисел доказал, если одна только дисперсия конечна?! А вот тут мы его и спросим: а мат. ожидание как же-с?





     Каких только не бывает случайных величин! И таких не бывает, и эдаких не бывает. Самая популярная в НГУ (по многолетним наблюдениям) "случайная величина" - равномерно распределенная на всей прямой. Эта популярность очень избирательна: на ММФ, ЭФ и ФЕН такую величину любят студенты, на ФФ - преподаватели :-)). Ухожу, ухожу...

    Вот зато какие они бывают (мифы, легенды, предания):

   Несовместные с. в. x и h
Знакомьтесь: студент и явно несовместные с ним случайные величины x и h.

   Нормальное распределение на отрезке [0,2]
Остается добавить - "с вероятностью успеха 1/2 и интенсивностью l".

Задача:  Опишите класс с. в., для которых Ex 2000=0
Ответ:
   Это функции, у которых плотность - функция нечетная
В той же работе другая задача: может ли плотность распределения быть нечетной функцией? И ответ: "Да". Как минимум, последовательно и внутренне непротиворечиво. А с точки зрения математического анализа и весьма разумно: для нечетных "плотностей" f (жаль, что не только для них)
Другое дело - бывают ли нечетные плотности?  Или пойти поискать?...

Еще ответ на ту же задачу:
   Если рассматривать Ex как центр тяжести, то x должна быть равномерно распределена по всей числовой прямой
Вот наконец и оно, любимое, - равномерное на всей прямой, - и к любому случаю подходящее. Как оно там: A и "не A" вместе влечет все, что угодно? Или так: пустое множество есть подмножество любого другого? Нет, лучше вот так:   !   Коротко и ясно.





    Чем отличается программирование на ассемблере (паскале, C, etc.) от программирования на Delphi (etc.)? Примерно тем же самым, чем HTML-редактор MultiEdit (Edit, NotePad, etc., кому уже стало плохо - F4 :-) отличается от FrontPage. А именно - вот чем.
    Представьте себе, Вам крайне необходима случайная величина с экспоненциальным распределением. А датчик случайных чисел генерирует исключительно равномерно распределенные случайные числа. Вот мы Вас и поймали - Вам нужно знать квантильные преобразования!
     "Ничего подобного", - отвечаете Вы. - "Беру Excell (MathLab, Statistics, Maple etc.) - он все сам сделает. Я и знать не буду, как."

    Так какое, говорите, место занял НГУ на последней олимпиаде по программированию?

А вот и задача:  Случайная величина x имеет непрерывную и монотонную функцию распределения F(x).   Как распределена с. в. h = F ( x ) ?
Ответ(ы):
   Непрерывно и монотонно ( варианты:   монотонно; имеет распределение N(a,s2))
И еще много-много красивых терминов (экономисты) и формул (математики), никакого отношения не имеющих к этому самому популярному в экономическом, статистическом и математическом моделировании преобразованию распределений случайных величин.





    Как много в теории вероятностей терминов и обозначений! Многие из них имеют вполне привычный вид, означая при этом что-то новое, непонятное и страшное!
       - Что это за стрелочка: " "?
       - Стремится!
       - Куда?
       - Туда! - И рукой эдак слева направо...

(Экзамен по Т.В. на ММФ НГУ, 1998 г.)

Задача:  Оценить вероятность отклонения с. в. x от своего среднего значения на величину большую, чем 4 корня из дисперсии.

Вот эти "четыре корня из дисперсии" в одной работе:
     .
Попробуйте-ка сказать, что это не "4 корня из дисперсии"!

А это тоже они - в другой работе:
    

Или, скажем, задача начинается так:  Пусть п. н.
Комментарий студента на полях:
      p = 1,
П. н. означает "почти наверное", или "с вероятностью 1". Как все-таки по-разному люди понимают простую надпись: "С вероятностью 1 значения случайной величины x лежат между a и b "!    Каламбур-с...





    Как Вы думаете: если 143 студента 1 курса ЭФ одновременно рисуют график одной и той же функции, сколько существенно различных графиков получится? Если Вы ответили "143" - Вы угадали! Если меньше - Вы невнимательно читали эту страницу с самого начала или сильно недооцениваете фантазию экономистов.

    Из экономии места, времени и информационных ресурсов человечества мы выбрали из 143*3 графиков самые красивые. 143*3 - это по 143 к каждой из трех задач :-).

   Функции распределения случайной величины с одним и тем же распределением Пуассона с одним и тем же параметром l.

   Функции распределения случайной величины    x =  const  п. н. На этот раз константы разные - сначала "5", через две недели - меньше: "0" или "1". Все равно не помогает!

И третья задача:  Производится один опыт, в результате которого может произойти событие A (с вероятностью 0.2).
Рассматривается случайная величина x,  равная 1, если A произошло, и 0, если A не произошло.
Нарисовать функцию распределения .
   Функции распределения случайной величины с распределением Бернулли (вариант от варианта слабо отличался вероятностью успеха - 0.2 или 0.7. Имеется ввиду успех в испытании схемы Бернулли).

Вы видели графики? Нет, Вы не видели графиков! Какая точка на вещественной оси: "А произошло"!! Только положительная почему-то...

Как Вы думаете, как выглядит график функции   ? Можно побиться об заклад, что Вы ошибаетесь. Потому что выглядит он так:

    





    А вот и финал. Печальный уже своей неизбежностью. Но очень радующий уникальностью (то есть неповторяемостью).

Вопрос:  Ограничена ли вероятность события?
Ответ: 

   Нет





Продукт математического образования
ММФ, 3 курс, письменный экзамен по математической статистике


    Эту главу можно смело читать даже тем, кто не имеет ни малейшего понятия о математической статистике. Мы не будем касаться вещей специальных. Ведь уже к моменту начала изучения математической статистики студент ММФ с ужасом обнаруживает, что от него требуется (страшное дело!) уметь дифференцировать, интегрировать и решать неравенства с модулями. А еще нужно знать, что такое предел последовательности - мыслимо ли это?! Нет, все-таки страшная вещь - статистика!

Студенты ММФ обычно немногословны. Поэтому ниже представлены в основном формулы, снабженные нашими комментариями. Но какие формулы!

   Нестандартный анализ:   

   Откуда такое берется? Вот отсюда, например: 

   Можно еще и так, но это уже не для всех:  Под интегралом, как водится, плотность постоянной c.

   А вот и условная вероятность:  

   Решаем неравенство с модулем: 
Неравенства такого типа (чтоб Вы знали) решаются просто: берем    и переворачиваем знаки неравенств в обратную сторону. Все!

   И еще раз решаем. Заметьте - последняя вероятность все-таки равна нулю: тут еще не все потеряно!

   А вот критерий. Да еще и наиболее мощный: 

Критерий - это всего только способ выбора одной из двух (в данном случае) гипотез ( H1 или H2 ) в зависимости от выборки. Как Вы думаете, какая из гипотез больше нравится автору ответа? И чему все-таки равна эта "наибольшая", как утверждается, мощность данного критерия, то есть вероятность при верной гипотезе H2 ее же и выбрать? И не маловато ли будет?

Читая классиков:

   Распределение Бирнуля
А в именительном падеже-то каково! Бирнуль! Результат фонетического анализа, проведенного одним из студентов ЭФ, проливает свет на это имя: бир - один (казах.), нуль - ноль (русск.).

   Теорема Фшире
Это которая "теорема Фишера". Как это получается у математиков, даже экономисты комментировать не взялись.

Слова, слова, слова...

   . . . так как стоит единица, которая очень сильно мешает...

   . . . можем пронести по теореме Лебега

   Нормальное такое распределение:   N(a1-a2, 0)

Вопрос:  Вытекает ли из сходимости по вероятности  сходимость ?
Ответ: 

   Да. xn сходится к x по вероятности, следовательно, слабо сходится. Одно из определений слабой сходимости - сходимость функций распределения в точках непрерывности. 2 - точка непрерывности, поэтому... (и т.д.)
Вопрос армянскому радио:
- Может ли в точке x=2 функция иметь разрыв?
- Ну что вы! Это же такая хорошая точка!


Д. Худсон, "Статистика для физиков":

   Конечное и бесконечное в математике:    (при  , очевидно)
А Вы говорите - "ЗБЧ, ЗБЧ" . . .  ЦПТ!

      (опять же, при  )

Образец IF - THEN - ELSE конструкций:
если   то , иначе - еще хуже.





    Уже к началу знакомства с математической статистикой (т.е. сразу после курса теории вероятностей) среднестатистический студент бывает настолько убежден в великом могуществе центральной предельной теоремы (см. выше) и в нормальности распределения всего сущего (еще выше), что разубедить его в этом не под силу никакому здравому смыслу.
    Диалог при сдаче расчетного задания над выборкой из равномерного распределения на отрезке [0 , q ] :
     - Имеет ли среднее арифметическое    нормальное распределение?
     - Да, конечно, с параметрами q /
2 и q 2 / (12 n).
     - Давайте возьмем n =
1. Имеет ли X1 нормальное распределение?
     - Разумеется, с параметрами q /
2 и q 2 /
12 .
     - Позвольте, да ведь X
1 имеет равномерное распределение?
     - (пауза) А оно имеет и то, и другое распределение!

(Из недавних воспоминаний Д. А. Коршунова)

Это - что говорят. А вот что пишут:

Задача: Имеет ли среднее арифметическое n независимых случайных величин с равномерным распределением на отрезке  нормальное распределение? Если "да", то с какими параметрами?

Ответы не отличаются разнообразием: на N решений приходится N-3 "да". И параметры есть. Некоторые из этих "да" Вы можете увидеть в подробностях:

        

Может, мы чего не понимаем, а?




И вот итог (как водится, печальный):

А вот чем кончается изучение теории вероятностей на 1 курсе:
ЭФ, 2 курс, контрольные работы по математической статистике






Ждем-с...





Намеки на авторство принимаются по е-mail nat@cher.nsu.ru
Авторизуем. Навешиваем копирайт. Запросто.
Спешите! Страна хочет знать имена своих героев!

Home To chair's page